Просили рассказать про оформление Open Air, а в журнале "Автозвук" оказывается уже была статья. Причем довольно правильная, поэтому возьму ее частично оттуда, и частично дополню своим опытом.
Сразу отмечу - оформление сейчас довольно редкое, и оно только для СПЛ, стены и полустены. Но по эффективности их давно переплюнули бандпассы, поэтому это скорее интересный исторический опыт, нежели реально применяемое решение.
Итак, поехали!
Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет акустическое оформление типа – Open Air. Не путать с free air, означающим акустический экран.
Оформление типа free air получилось бы, если бы сабвуфер был врезан в стенку, отделяющую кабину от грузового отсека, стенка была бы герметичной, а все, что за ней — наплевать какое, лишь бы не было акустического короткого замыкания между передней и задней стороной диффузора. То, что при этом получилось бы, — схематично показано на втором рисунке.
Если сделать объем за диффузором замкнутым, в виде жесткого ящика с объемом, сравнимым с эквивалентным объемом динамика, получится классический ЗЯ. Для музыки это лучший тип оформления, а для SPL — нет.
Гораздо эффективнее фазоинвертор. Сделали ФИ, все по правилам, вот динамик, вот выход тоннеля, настроенного на нужную частоту. Теперь посмотрим, что произойдет, если начать увеличивать объем ящика при сохранении частоты настройки. Тоннель будет нужен все короче и короче, причем если увеличить его сечение, то все равно рано или поздно окажется, что длина его сравнима с расстоянием до динамика.
Так рождается корпус типа Open Air, где тоннель фазоинвертора — часть внутреннего пространства корпуса, с огромным (и потому способствующим эффективности фазоинвертора) поперечным сечением.
Для «большей лучшести» в таких корпусах сглаживают резкие переходы, так что получается как бы гигантский волновод от тыльной стороны диффузора к передней стенке.
Как это считать?
Я пробовал и как ФИ, с огромным объемом и большим портом, длиной в толщину монтажной стенки (работает), и как ЧВ (тоже работает). А что это реально? Некий гибрид ушедшей эпохи.
Нужен ли он вам? Сомневаюсь, но исторический интерес понятен.