И так, в общих чертах описал что такое ФИ, как он работает, куда применим, а так же его плюсы и минусы, а теперь пора поговорить о разновидностях фазоинверторов. Оказывается я забыл про это рассказать. Исправляюсь))
Надо отметить, что в автозвуке мы применяем не так много разных ФИ, известно их намного больше. Но давайте сначала о самых популярных, об остальных в конце.
1. ФИ на щели
⠀
Все знают что это, самый популярный вариант. Когда мы порт ФИ формируем из того же материала, что и сам корпус, в данном случае из фанеры.
⠀
Удобно: напилил деталей, собрал и готово. И прочность получается отлично.
Не удобно: трудно перенастраивать, длину не поменять. иногда можно менять площадь (вставками) или поджимать объем.
⠀
2. ФИ на трубе
⠀
Тоже известный тип ФИ, когда порт мы формируем с помощью канализационной или вентиляционной трубы известного сечения. Чем больше ящик, тем больше сечение порта, так оно работает (для щели тоже актуально).
⠀
Порты бывают внутри ящика и снаружи, это ни на что глобально не влияет. У нас в чемпионском проекте было вообще, пол порта внутри, пол снаружи, и как-то справлялись. Но когда порт снаружи, это чаще спорт, ящики маленькие, порты большие, не помещаются…
⠀
Удобно: легко перенастроить, поменяв длину порта
Не удобно: нужна труба, в идеале ее раскрыть с двух сторон и прочно закрепить.
⠀
3. ФИ раскрытая щель
⠀
Тоже самое что труба с раскрывами, только щель. Раскрывы улучшают согласование воздуха порта и окружающей среды, а значит увеличивают КПД и уменьшают шумы порта.
⠀
Удобно: хз, наверное отдача и звук
Неудобно: Делать раскрывы геморно, но оно того стоит
⠀
4. ФИ с экспо-портом (экспо)
⠀
Почему-то многие считают, что это какое-то особенное отдельное оформление, и наделяют его магическими свойствами. Чуть ли не от порчи и сглаза помогает. Но по сути это просто ФИ, только форма порта оригинальная. В простом варианте это частный случай порта с раскрывом.
⠀
Да, имеет более широкую полку, чем простой щелевик. Хотя в умелых руках раскрытый порт даст такую же.
⠀
Удобно: широкая полка и меньшие размеры, порт короче
Неудобно: непростой расчет и изготовление самого порта
Это то, что применяют чаще всего в автозвуке, да и не только. Есть еще масса других вариантов, таких как "Песочные часы" (есть на картинке, в правом нижнем углу) или конические порты (сходящиеся и расходящиеся).
Все это может быть круглого, квадратного, прямоугольного сечения. И много лет в автозвуковом мире не утихают споры - а что же лучше?
А ответ прост - нельзя просто так взять, и сказать что какой-то порт лучше или хуже. По крайне мере про раскрытые порты, будь то ФИ на раскрытой трубе или раскрытая щель. Или экспо. Они каждый для своего, и в следующих постах я это покажу на примере тестов и измерений.
Скажу лишь, что если не брать ширину полки и/или отдачу, то именно в звуке (тембр, скорость, тоналка, детальность, шумы и т.д.) я какой-то разницы не услышал. Если вы слышали - напишите в комментариях!⠀
А да, не забываем вписаться в тренинг сабостроителей, там вы все популярные оформления освоите на уровне БОГ!
Жмякать сюда: https://caraudioschool.ru/ts28/early.php