Ну что, более-менее разобрались с ЗЯ, давайте поговорим о самом распространенном акустическом оформлении в автозвуке - ящике с фазоинвертором. Фазик, ФИ и все такое - это все про него. Ported box, Vented box, Bass reflex - это тоже все про него, только на вражеском.
В вопросах построения ФИ-коробов есть масса стереотипов и заблуждений. Попробуем размотать тему, пойдя традиционным путем: начнем с начала и закончим в конце. Поехали!
Вопреки расхожему обывательскому мнению, порт это не просто дырка в ящике. И не вентиляция, чтобы саб не задохнулся. Отставить смешки! Вам смешно, а многие "специалисты" задвигают такое доверчивым клиентам на серьезных щщах. А клиенты верят, и потом несут эту дичь всем окружающим.
Если сильно упрощать, то порт это ни что иное, как дополнительный излучатель, только в качестве излучающего тела выступает воздушный объем порта. Порт это как бы колеблющаяся воздушная пружина, которая создает звуковую волну.
Откуда берется эта волна? Она создается тыльной стороной диффузора динамика. В обычных условиях фронтальная и тыльная части диффузоров излучают в противофазе. Это логично, ведь движутся они в разные стороны, правда? А такие волны взаимно уничтожаются, создавая акустическое короткое замыкание (АКЗ). Баса нет, это если простыми словами.
Порт фазоинвертора, работая совместно с объемом ящика, переворачивают фазу тыльного излучения. Инвертируют ее, менно поэтому порт так и называется - фазоинвертор. То есть, излучение тыльной стороны динамика движется в той же фазе, что и излучение фронтальной стороны. Излучения складываются, а значит звук становится громче. Вот вам простыми словами объяснение того, почему ФИ громче ЗЯ. Все просто - в ЗЯ излучение тыльной стороны заперто в ящике.
Все это классно, мы получили более громкое акустическое оформление, ура. Ура?
Не совсем. Естественно, за полученные бонусы в громкости придется чем-то заплатить. Чем? Скоростью работы оформления, конечно же.
Все очень просто - переворот фазу происходит не мгновенно. Хоть это происходит очень быстро, но на это все равно требуется время. Примерно 8-16 миллисекунд. Это так называемая групповая задержка, или ГВЗ. То есть, это оформление более медленное.
Кроме того, именно с этим связано и ухудшения импульсной характеристики ФИ-ящиков. Импульсная характеристика это, если упрощенно, скорость нарастания сигнала. И чем она больше, тем более драйвовый и панчовый получается звук. ЩЁЛК! Быстро и четко, что характерно для ЗЯ, и совсем не характерно для ФИ.
Да, есть способы эхту характеристику улучшить, но это все равно компромисс, и об этом не сейчас. А если в целом - щёлк не получается у фазика, получается УУУ. Зато это получается отлично!
И именно поэтому ФИ-оформление имеет свою область применения, с которой оно справляется великолепно. Это музыка с большим количеством баса - рэп, электроника, не очень быстрая танцевальщина, некоторая попса и все в таком же духе.
Нередко вижу попытки сделать ФИ для универсального применения, типа и для рэпа, и для клубнячка. Ну такое, скажу я вам. И по частотам настройки сильно разное, и по скорости... В общем, опять компромиссы. Некоторые скажут что кспо де справляется с этим. Но есть один нюанс...
Хотя давайте так, про нюансы поговорим в следующий раз, про разновидности ФИ и прочие подробности, а то тема большая, и оставшихся символов явно не хватит (статья пишется одновременно во все соцсети).
А если вы хотите освоить все варианты ФИ, а так же десятка других оформлений, то крайне советую записаться в тренинг сабостроителей, ранняя регистрация на который заканчивается сегодня. Что это значит? А то, что уже завтра утром стоимость участия вырастет.
Так что запрыгивайте прямо сейчас, пока есть несколько часов. Сейчас достаточно внести просто предоплату. Если не можете оплатить полностью сейчас, оформите заказ и дождитесь звонка менеджера, мы оформим вам рассрочку платежа.
В общем выбирайте свой вариант участия тут: https://caraudioschool.ru/ts28/early.php
И увидимся!